Стрижнёва Наталья Васильевна - воспитатель Детского сада №4 г. Нелидово Тверской области
Учебно – методический комплекс по организации речевого развития детей младшего дошкольного возраста
Учебно – методический комплекс по организации речевого развития детей младшего дошкольного возраста на 2013 – 2016 учебный год Содержание: Актуальность………………………………………………………………………3 Глава 1. Теоретические основы развития речи младших дошкольников 1.1 Общая характеристика речи детей младшего дошкольного возраста. Формирование речи детей младшего дошкольного возраста ……………….6 1.2. Формы работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию речи………………………………………………………………………………..12 Глава 2 Описание проекта работы по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста 2.1. Предметно-развивающая среда в группе …………………………………32 2.1.Проект по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста …36Заключение ……………………………………………………………………45 Список литературы …………………………………………………………46 Пояснительная записка Программа разработана для детей второй младшей и средней групп детского сада в соответствии с ФГОС и программой «Радуга» воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада. / (Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В.Соловьева, С.Г.Якобсон; научный руководитель Е.В.Соловьёва). - М.: Просвещение, 2010. - 111с. - ISBN 978-5-09-020581-8. Обновленный вариант доработан в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Актуальность Развитие речи - одна из важнейших проблем обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Следует учитывать, что детские годы – весьма подходящий период в жизни человека, когда он подобно губке досконально впитывает в себя окружающий его мир и культуру. Еще в прошлом веке психологи отмечали, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е.Левина, А.П. Усова, Е.И.Тихеева и др.). Но в наш компьютерный век нанотехнологий, мало кто из родителей вплотную занимаются процессом развития детской речи, и дети слишком много времени проводят у компьютеров, в ущерб живому непосредственному общению. Речь является важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие речи происходит в процессе общения ребёнка с окружающими, которое становится в дошкольном возрасте богаче и разнообразнее благодаря накопленным ребёнком знаниям и участию в различных коллективных играх и занятиях. Усовершенствование речи неразрывно связано с развитием мышления ребёнка, в частности с переходом от наглядно-действенного к рассуждающему, логическому мышлению, которое начинает складываться в дошкольном возрасте. Всё это побуждает ребёнка овладевать средствами языка, переходить к новым, более сложным формам словесных высказываний. Когда в жизни ребенка возникают новые ситуации, появляются новые люди, меняются условия – это в совокупности ведет к разделению функций и форм речи. Возникают новые задачи общения, заключающиеся в передаче ребенком взрослому своих впечатлений, полученных вне непосредственного контакта с взрослыми. Возникает форма речи-сообщения в виде монолога-рассказа о пережитом и виденном, о замысле игры и о проделанной работе, о просмотренном детском фильме, прослушанном рассказе, о взаимоотношениях с товарищами - обо всем том, что происходило в жизни и деятельности ребенка вне непосредственной связи с взрослыми. На основе меняющихся условий в коллективе возникает необходимость договариваться об общем замысле деятельности, о распределении функций и контроле за выполнением правил и т п. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Таким образом, тема нашей работы является актуальной. Цель исследования: на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы, изучения передового педагогического опыта, ФГОС, составить проект работы с использованием различных видов деятельности (устного народного творчества, чтения художественной литературы, театрализованной деятельности, дидактических игр), направленных на развитие речи младших дошкольников.Объектом нашего исследования является процесс речевого развития детей младшего дошкольного возраста. Предмет исследования: включение детей в различные виды деятельности (устного народного творчества, чтения художественной литературы, театрализованной деятельности, дидактических игр), в процессе организации образовательной деятельности по развитию речи младших дошкольников. Задачи исследования: 1. Дать характеристику речи младшего дошкольника. 2. Определить особенности формирования речи детей дошкольного возраста.
4. Определить влияние устного народного творчества, театрализованной деятельности, чтения художественной литературы, и других видов деятельности на формирование речи младших дошкольников. 5. Разработать проект по развитию речи младших дошкольников. Практическая значимостьисследования определяется возможностью применения проекта по развитию речи младших дошкольников в практической деятельности воспитателя.Планируемые результаты: Со стороны детей - Повысится уровень познавательно – речевой активности дошкольников. Со стороны родителей - Сформируется понимание необходимости создания условий для развития познавательно-речевой деятельности у детей. База исследования: воспитанники младшей группы Детского сада №4 г. Нелидово Тверской области.
Этапы реализации проекта.
Глава 1. Теоретические основы развития речи младших дошкольников 1.1. Общая характеристика речи младшего дошкольника В раннюю пору детства язык - нечто нераздельное с человеком и постигаемым им конкретным миром. Ребенок не может еще отличать слово от вещи; слово совпадает для него с обозначаемым им предметом. Язык развивается наглядным, действенным путем. Чтобы давать названия, должны быть налицо все предметы, с которыми эти названия должны быть связаны. Слово и вещь должны предлагаться человеческому уму одновременно, однако, на первое место – вещь как предмет познания и речи. Об этом говорил еще Я.Коменский. Вне конкретного мира язык развиваться не может, а мы знаем, что ничто не отражается так отрицательно на общем развитии ребенка, как отсталость в развитии языка. Для того чтобы развивался язык ребенка, понимаемый как отражение ясных и отчетливых представлений, а не пустая, вредная болтовня, дети должны быть округ жены нощами, которые они могут рассматривать, сравнивать, изучать в играх и труде, и результаты наблюдений отражать в слове. Расширение круга представлений детей неразрывно связано с организацией окружающей их обстановки. Педагог должен организовать обстановку так, чтобы дети могли непринужденно и свободно черпать представления, понятия, образы; создать условия, в которых у них явилось бы желание и потребность говорить, превращать воспринимаемое, наблюдаемое в речь. Организованная обстановка – тот фундамент, на котором должно строиться все дело воспитания и который обусловливает развитие языка. Необходимо приспособлять к интересам развития детей уже существующую, готовую обстановку, работать над ней, изменять, обновлять и этим расширять круг представлений детей и запас их речевых форм. Оказывать ребенку помощь в овладении пространством, в накоплении конкретных представлений, понятий, руководить при поддержке слова процессом его ориентировки в окружающей обстановке, обучать его наблюдению и языку в неразрывном единении – таковы требования, которые должны быть предъявлены к воспитателю. Функции и формы речи на протяжении дошкольного возраста становятся чрезвычайно разнообразными. Ребенок овладевает всеми основными формами устной речи, присущими взрослым. Новые потребности общения и деятельности, приводящие к развитию новых форм речи, с неизбежностью ведут к интенсивному овладению языком, его словарным составом и грамматическим строением, в результате чего речь ребенка становится все более связной. Степень связности речи, прежде всего, зависит от ее задач, от ситуации, в которой происходит общение, и от его содержания. Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи – решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно. В раннем детстве речь ребенка, выступая как средство общения с взрослыми и с другими детьми, непосредственно связана с практической деятельностью, осуществляемой им, или с наглядной ситуацией, в которой или по поводу которой происходит общение. Деятельность ребенка этого возраста осуществляется в большинстве случаев или совместно с взрослыми, или при их помощи; поэтому и его общение носит ситуативный характер. Это придает речи особую форму – форму ситуативной речи, носящей в большинстве случаев диалогический характер. Эта речь представляет собой или ответы на вопросы взрослого, или вопросы к взрослым в связи с затруднениями, возникающими в ходе деятельности, или вопросы, возникающие при знакомстве с предметами и явлениями окружающей действительности. Диалогическая форма речи ребенка раннего детства является следствием и вместе с тем выражением недостаточной самостоятельности ребенка, не – отделенности его деятельности от деятельности взрослых. Изменение образа жизни ребенка, возникновение новых отношений с взрослыми и новых видов деятельности приводит к дифференциации функций и форм речи. Возникают новые задачи общения, заключающиеся в передаче ребенком взрослому своих впечатлений, полученных вне непосредственного контакта с взрослыми. Возникает форма речи-сообщения в виде монолога-рассказа о пережитом и виденном, о замысле игры и о проделанной работе, о просмотренном детском фильме, прослушанном рассказе, о взаимоотношениях с другими детьми - обо всем том, что происходило в жизни и деятельности ребенка вне непосредственной связи с взрослыми. В дошкольном возрасте речь ребёнка приобретает новые качественные особенности. Наряду с быстрым ростом словаря (от 1000-1200 слов у трёхлетнего ребёнка до 3000-4000 слов у старшего дошкольника) идёт практическое овладение более сложными формами предложения, грамматическим строем родного языка. Развитие речи происходит в процессе общения ребёнка с окружающими, которое становится в дошкольном возрасте богаче и разнообразнее благодаря накопленным ребёнком знаниям и участию в различных коллективных играх и занятиях. Усовершенствование речи неразрывно связано с развитием мышления ребёнка, в частности с переходом от наглядно-действенного к рассуждающему, логическому мышлению, которое начинает складываться в дошкольном возрасте. Всё это побуждает ребёнка овладевать средствами языка, переходить к новым, более сложным формам словесных высказываний. Изменяется взаимоотношение двух сигнальных систем, соотношение между словом, с одной стороны, и наглядными образами и непосредственными действиями, с другой. Если речь ребёнка раннего возраста связана, главным образом, с тем, что он воспринимает и делает в данный момент, то дошкольник, помимо этого, начинает понимать и сам вести разговоры о вещах более отдалённых, которые он может себе, лишь вообразить, лишь мысленно себе представить. На протяжении дошкольного возраста, при правильной организации воспитательном работы, ребёнок практически усваивает основные правила грамматики родного языка и пользуется ими в своей устной речи. Ребёнок не только сам начинает правильно говорить, но замечает малейшую ошибку в речи других, хотя и не может объяснить, почему так нельзя говорить. Так, пятилетний ребёнок, слыша, как двухлетний говорит: «Петя ходила», назидательно его поправляет: «Нужно сказать - ходил, а не ходила». Но когда его спрашивают, почему так нельзя говорить, он недоуменно отвечает: «Так не говорят, так неправильно». Он ещё недостаточно осознаёт и не умеет формулировать правила, которыми уже практически пользуется в своей речи. Практические речевые обобщения помогают ребёнку правильно говорить. Формирование чувства языка имеет очень большое значение в развитии детской речи. Оно является существенным условием правильного построения устной речи у дошкольника и создаёт необходимые предпосылки для сознательного усвоения грамматики в период школьного обучения. В процессе развития речи ребёнок должен усвоить не только новые слова, но и их значения. Значения слов, как было уже указано, представляют собой обобщения ряда сходных предметов или явлений. Поэтому овладение значением слова является сложной задачей для дошкольника, обладающего ещё ограниченными знаниями и недостаточным умением обобщать. Иногда случается, что ребёнок, усвоив какое-либо слово, не понимает ещё его действительного значения и истолковывает это слово по-своему, в соответствии со своим ограниченным опытом. Воспитатель должен следить за тем, чтобы, усваивая новое слово, ребёнок вместе с тем правильно понял его значение. Речь ребёнка приобретает различный характер на разных этапах дошкольного детства. Речь детей младшего дошкольного возраста имеет ещё многие черты, характерные для речи ребёнка раннего возраста. В значительной мере сохраняется непосредственная связь детских высказываний с восприятием и действием. Малыши говорят, главным образом, о том, что они в данный момент воспринимают и делают. Так, слушая рассказ из книги с картинками, они больше ориентируются на то, что нарисовано на картинке, чем на прослушанный текст. Свои мысли младшие дошкольники обычно выражают короткими предложениями, не связывая, их друг с другом. Отвечая на вопросы воспитателя, дети затрудняются в построении связного рассказа. Звукопроизношение младшего дошкольника ещё несовершенно. Звуки р,л, ш, ж многие дети ещё не произносят или заменяют другими (например, говорят «Зеня» вместо «Женя», «лука» вместо «рука»). Слоги в словах иногда заменяются или перемещаются (например, «хасир» вместо «сахар»). Это объясняется отчасти неумением владеть своим голосовым аппаратом, отчасти недостаточным развитием речевого слуха. Под влиянием правильно организованной воспитательной работы, повседневного общения с взрослыми, игр и специальных занятий дети переходят к более совершенным формам построения речи и овладевают правильным звукопроизношением. Речь детей среднего дошкольного возраста становится более богатой по своему содержанию и приобретает более сложное строение, чем у малышей. Значительно увеличивается словарь ребёнка. Разговоры детей часто относятся уже не к данным, непосредственно воспринимаемым обстоятельствам, а к тому, что было воспринято раньше или же рассказано родителями и воспитателями и другими детьми. Такое расширение речевого общения приводит к изменению строения детской речи. Наряду с названиями предметов и действий дети начинают широко пользоваться различными определениями. Ребёнок связывает предложения и подчиняет их друг другу в соответствии с характером описываемых явлений. Это изменение в строении речи тесно связано с появлением рассуждающего, логического мышления. Вместе с тем в речи ребёнка среднего дошкольного возраста наряду с новыми особенностями сохраняются черты предыдущего этапа развития. Несмотря на то, что его речь приобретает большую связность, чем у малыша, всё же в ней часто встречаются замещения недостающих существительных указаниями вроде тот, этот, там и т. д. В звукопроизношении ребёнок среднего дошкольного возраста достигает больших успехов. Лишь иногда, обычно в результате недостаточно внимательного педагогического подхода к ребёнку, у пятилетних детей встречаются ошибки в произнесении некоторых звуков (чаще всего р и ш). Беседы воспитателя с детьми, слушание сказок и других произведений детской литературы, разговоры детей в процессе коллективных игр и занятий являются необходимым условием развития детской речи в этом возрасте. Вместе с тем обогащение опыта ребёнка, развитие его мышления влияет на изменение строения его речи, в свою очередь побуждает его овладевать новыми, более сложными формами языка. Во фразе выделяются основные и придаточные предложения. Широко используются дошкольником слова, выражающие связи между явлениями: причинные (потому что), целевые (для того, чтобы), следственные (если). В отношении ребёнка к собственной речи появляются новые моменты. При правильной организации воспитательной работы, при проведении специальных занятий по родному языку дошкольники не только научаются связно выражать свои мысли, но и начинают анализировать речь, осознавать её особенности. 1.2. Формы работы по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста. Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор (Приложение № 12). Потешки, пестушки, прибаутки, колыбельные песни - малый жанр устного народного творчества. Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков. В детских потешках, пестушках, прибаутках заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач: - воспитание звуковой культуры речи; - обогащение словаря. Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Частое прослушивание их помогают усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Еще ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием: - формирование грамматического строя речи; - развитие монологической и диалогической речи; - воспитание звуковой культуры речи. Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру. Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса. Помимо этого, с помощью потешек дети учатся разнообразным выразительным движениям. Например: дети показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, топает бычок, скачет и подается козлик, осторожно ходит котик. Как музыканты работают на разных музыкальных инструментах (балалайке, дудочке, гармошке) и т.д. Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Частое прослушивание их помогают усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Еще ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием. - формирование грамматического строя речи; - развитие монологической и диалогической речи; - развитие мелкой моторики. Колыбельные песни и потешки - бесценный материал, который позволяет ребенку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться народным духом, очистить свою речь от сленговых словечек. Колыбельные и потешки обогащают словарь и кругозор детей, обучают образовывать однокоренные слова (например, котя, котенька, коток; коза, козонька и.т.д.), позволяют запоминать слова и формы слов и словосочетаний, повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают фонематический слух. Залогом успешной работы с детьми младшего дошкольного возраста является неоднократное повторение одного и того же текста. Это необходимо для того, чтобы они воспринимали этот текст как старого знакомого. После многократного повторения текста, когда дошкольники хорошо владеют его содержанием, можно предложить ответить на вопросы. Необходимость отвечать на вопросы не только развивает речь ребенка, делает ее образной, художественной, но помогает сделать процесс восприятия художественной литературы осмысленным. Произнесение поговорок и скороговорок полезно для всех детей. У младших дошкольников ещё недостаточно координировано работает речевой аппарат. Некоторые дети нечетко выговаривают слова, торопятся, проглатывают окончания; другие, наоборот, говорят медленно и излишне растягивают слова. Поэтому для развития речи младшего дошкольника и устранения некоторых речевых проблем необходимо использовать задания, содержащие поговорки и скороговорки. Считалка является малым жанром детского фольклора. И, благодаря особым способам ее рифмовки, частого использования в повседневной игровой деятельности, делают считалки незаменимыми для развития речи. Вот наглядный пример: Выучить с детьми текст считалки: Лиса по лесу ходила, Громким голосом вопила. Лиса лычки драла, Лиса лапти плела – Кто лапти найдет, Тот водить пойдет. После того, как дети запомнят считалку, предложить им ответить на вопросы: Где ходила лиса? Каким голосом она вопила? Что такое лычки? Что такое лапти? Из какого материала лиса плела лапти? Предложить детям нарисовать героев считалочки и ответить на вопросы: Каким вы решили изобразить главного героя считалочки? Почему? Что вас привлекает в этом герое? Что вам не нравится? Такие вопросы учат строить собственные описания, рассуждать. Младшим дошкольникам пока трудно рисовать животных, поэтому воспитатель может предложить им заранее заготовленные шаблоны, которые они, сначала обводят, а потом раскрашивают. В загадкахв сжатой форме описываются наиболее яркие признаки предметов или явлений, поэтому их отгадывание формирует способность к анализу, обобщению, умению выделить характерные признаки предмета и делать выводы. Некоторые загадки обогащают словарь детей, помогают увидеть переносные значения слов, учат образному мышлению. Чтобы вызвать у ребенка интерес к доказательству, необходимо обращать его внимание на то, что, если отгадка приводится без доказательства, возможен другой ответ. Формы сотрудничества с семьёй по фольклору: - Наглядная агитация (консультации для родителей «Игры с потешками дома», «Развиваем мелкую моторику», раздел в уголке для родителей «Что мы учим»)
- Познавательная (круглый стол «Традиции семейного воспитания», беседы) Игра имеет большое значение в речевом развитии детей. Играя, ребенок учится, а не одно учение немыслимо без помощи основного учителя - языка. Игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самостоятельности в области языка. Слово в игре помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнера, согласовать с ним свои действия. Все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связаны с развитием речи. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности (Приложение № 6). Начальный этап игровой деятельности – ознакомительная игра с предметом-игрушкой по мотиву, заданному ребёнку взрослым. Её содержание составляют действия – манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предметов. Следующий этап – отобразительная игра: для неё характерны действия, направленные на выявление специфических свойств предмета и достижение с его помощью определённого результата. В условиях содержательного (делового) общения с взрослыми ребёнок на практике узнаёт название и целевое назначение предмета и это новое значение он переносит в свою игру. На рубеже первого и второго годов жизни игра малыша становится сюжетно-отобразительной. Меняется и её психологическое содержание: действия ребёнка, оставаясь предметно-опосредствованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению. Так постепенно зарождаются предпосылки сюжетно-ролевой игры. Режиссерские игры по своей сути схожи с сюжетно-ролевыми играми, так как с одной стороны отражают уровень знаний о различных явлениях окружающей среде, а с другой – несут в себе элементы творчества и фантазии. К трем годам малыши приобщаются к образно-ролевой игре. Она учит перевоплощению в образы предметов, животных, действиям «понарошку». Ребенок может показать себя «зайкой», «мишкой», «лисичкой»; в помещении группы «поплавать», «походить на лыжах». У детей формируются основы сюжетно-ролевой игры. Игра начинает приобретать развернутый характер, в ней единым смыслом связаны несколько задач: повышается словарный запас, развивается звуковая и связная диалогическая, монологическая речь. Формируется самостоятельность, целенаправленность своих действий. Игра развивает и радует ребенка, делает его счастливым. Малыш совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения, в игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой личности. Корень игровой деятельности – обучение, в процессе которого дети приобретают необходимые знания, умения, навыки. Итак, в интересах речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста необходимо: -обеспечить детям социальное речевое окружение, соответствующее интересам их возраста; -постепенно расширять и обновлять их социальные связи; -предоставлять детям возможность часто слышать речь и говорить с ними, сопровождать речью все виды обслуживания ребенка и всячески стимулировать его к активности речи; -использовать в речевом развитии средства, содействующие слуху, речевому аппарату, развитию связной речи детей младшего дошкольного возраста; -использовать игру как средство наибольшего развития речи детей, где сюжетно-ролевая игра является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее усвоение языка. Дидактические игры используются в работепо формированию и активизации словаря (Приложение № 6). В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.), настольные печатные игры и словесные игры. Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними, кроме того, ребенок с желанием называет увиденные предметы. Играть в эти игры ребенок начинает в раннем возрасте и не утрачивает своего интереса к ним на протяжении всего дошкольного детства. В младшем дошкольном возрасте многие игры с игрушками сопровождаются движениями, что соответствует особенностям восприятия и мышления ребенка. Дидактические игры помогают закрепить знания и умения, приобретенные детьми в учебные часы. Во время таких игр дети могут свободно менять позу стоять или двигаться. Учебные задания в дидактических играх проще, чем на занятиях. Например, в процессе игр «На птичьем дворе», «Поезд» с детьми повторяют материал по звуковой культуре речи осваивавшийся в первой младшей группе. Игру «Кто в домике живет?» целесообразно несколько трансформировать. В начале года ее проводят с подгруппой: 3-4 ребенка узнают, кто в домике живет, 6-8 – изображают домашних животных и птиц. Поручение «узнать» дети выполняют по очереди («Марина, постучи, узнай, кто в домике живет… А теперь ты, Петя…»). Тем, кто в домике педагог напоминает (если игра проводится в начале года): «Не забудьте, вы сейчас петушки». Звукоподражания детям предлагаются простые: помычать, помяукать и др. Если среди малышей есть новенькие, то момент выхода из домика можно использовать для закрепления в памяти воспитанников имен товарищей: «Узнаем; кто изображал кошечку?… А этого петушка как зовут?» С течением времени детям предлагают воспроизводить более сложные звукосочетания (например, кудах-тах-тах), дополняют это задание другими, рассчитанными на формирование речевого слуха, речевого дыхания и т. д. Так, например, малыши мяукают сначала как маленькие котята, а, затем – как взрослые кошки. Игры на группировку предметов также более просты, чем те, которые проводят на занятиях. В основном они рассчитаны на активизацию памяти ребенка, в то время как на занятии педагог старается, чтобы дошкольники усвоили родовое понятие; осознали, какой существенный признак лежит в основе обобщения, и подбирали предметы, ориентируясь на него. Эти игры можно проводить за столами («Чудесный мешочек»,
Игра «Птички и бабочки» проводится с подгруппами детей. У одних малышей в руках эмблемы птичек, у других – бабочек. Педагог объясняет, где их домики (гнездышки) Солнечный день, весело летают птички и бабочки. Подул тихий ветерок, и бабочки спрятались в свой домик. А птички еще летают. Сильнее подул ветер. Теперь и птички испугались и улетели в свои гнездышки. Проводя игры на группировку и обобщение, педагог в качестве речевой опоры постоянно использует родовые понятия: «К нам в гости пришла кошка, а с нею и другие животные; у меня в мешочке лежат репа, морковь и другие овощи; отгадай, какую одежду мы спрятали; молодцы, хорошо поработали, правильно расставили мебель в комнате: и стулья есть, и шкаф, и стол, и кровать». Во второй младшей группе проводят дидактические игры с материалами, а также игры на ознакомление с цветом и формой. К играм, рассчитанным на закрепление в словаре детей названий цветов, форм, размеров/предметов, относятся «Назовем, что у нас на площадке зеленое», «Назови, что я нарисовала» (круг, квадрат), «Шары» (улетают сначала красные, потом синие шары), «Цветы» (собирают букет сначала из желтых, потом из красных цветов), «Найди веточку такой же длины, как красный брусок, как синий брусочек» («Красный брусок какой?» - «Длинный». - «Значит, и веточка должна быть длинная». И т. д.), «Позвони в колокольчик» («Этот колокольчик висит как?» - «Высоко». - «А этот?» - «Низко»), «Прокати мячи (шарики) в ворота того же цвета» (ворота могут быть и разной ширины, а мячи разного размера. При этом, маленький мяч прокатывают сквозь узкие ворота, а большой – сквозь широкие), «Поставь кубик рядом с флажком»: цвет кубика должен соответствовать цвету флажка). Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр, как «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?», «Кто скорее сделает узор из камушков?», «Собери букет из осенних листьев», «Разложи листья по убывающей величине». Воспитатель организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и обогащается, активизируется словарь детей. Настольные печатные игры, так же как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение. Содержание настольных игр разнообразно. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель), с животными, птицами, овощами, фруктами, их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы (лото «Времена года»), о различных профессиях (игра «Что кому нужно?»). Как и дидактическая игрушка, настольная печатная игра хороша в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы (Приложение № 6). Реализуя задачи словарной работы, используют дидактические игры с наглядным материалом, которые позволяют совершенствовать и активизировать у младших дошкольников активный и пассивный словарь. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать и называть, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления, обогащения словаря ребенка. Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как малыши еще не могут находить едва заметные различия между предметами. Сравнивая предметы, дети называют одинаковые их части, признаки и отличительные особенности. В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определенных дидактических речевых задач. Например: отбирать и называть все игрушки, сделанные из: дерева металла, пластмассы, керамики. Или игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, в строителей, в колхозников, в больницу и др. В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности, которую дети отражают в своих играх. Используя дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю удается вызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игры с помощью отобранных игрушек. Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей, в ходе которого педагог решает задачи словарной работы с дошкольниками. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. Подбор картинок по парам позволяет педагогу решать задачи развития словаря у дошкольников. Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые и по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся. Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: например, найти среди всех картинок два самолета, два яблока. И самолеты, и яблоки, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов. В ходе таких заданий ребенок проваривает свои действия, обосновывая свой выбор. Подбор картинок по общему признаку (классификация) позволяет педагогу совершенствовать у детей словарный запас. Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду (в лесу, в огороде)?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки. Или игра «А что было потом?»: дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности развития сюжетных действий и поясняют, почему сделали такой выбор. Запоминание состава, количества и расположения картинок. Игры проводятся так же, как и с предметами. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания, формирование словаря ребенка. Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе (справа, слева, вверху, внизу, сбоку, впереди и др.), умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, их содержании. В ходе таких игр у детей обогащается, активизируется словарь. Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет, обогащать речь ребенка Усложнением в этих играх может быть увеличение количества частей, а также усложнение содержания, сюжета картинок. В младших группах картинки разрезаются на 2- 4 части. Уже в средней и старших группах целое делят на 8-10 частей. При этом для игр в младшей группе на картинке изображается один предмет: игрушка, растение, предметы одежды и др. Основное требование заключается в том, чтобы предметы на картинках были знакомы детям. Наличие целой картинки облегчает решение задачи. Поэтому для младших групп необходимо давать детям целую картинку для рассматривания, прежде чем будет дано задание – сложить целую картинку из ее частей. Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений. В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение, творчество. Очень часто, для того чтобы играющие отгадали, кто нарисован на картинке, ребенок прибегает к имитации его движений. Например, в игре «Отгадай, кто это?»: ребенок, взявший у водящего карточку, внимательно ее рассматривает, затем изображает звук и движения (кошки, собаки, петуха, лягушки и др.). Такое задание дается в игре с детьми младшей группы. Таким образом, в дошкольных учреждениях для решения словарной задачи педагоги эффективно используют дидактические игры с наглядным материалом, в ходе которых происходит обогащение, закрепление и активизация словаря дошкольников. Чтение художественной литературы (Приложение № 5). Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают как, богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Основная задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге. На основе анализа литературного произведения в единстве его содержания и художественной формы, а также в активном освоении средств художественной выразительности дети овладевают способностью передавать в образном слове определенное содержание. Культура речи – явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения. Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки), являются важнейшими источниками развития выразительности детской речи. Показателем богатства речи является не только достаточный объем активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое (выразительное) оформление связного высказывания. В связи с этим и прослеживается связь каждой речевой задачи с развитием образности речи. Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками. Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. При соответствующей работе уже на третьем году жизни ребенка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства. Для детей младшего дошкольного возраста характерны: зависимость понимания текста от личного опыта ребенка; установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено. Перед рассказыванием воспитатель проводит серьезную выборочную работу, упрощает повествование, сокращает количество эпизодов, уточняет употребление образных средств, иногда меняет сюжет, связывая воедино события и осмысленное ведение чередующихся иллюстраций. В свободном изложении воспитатель передает главное. С детьми надо говорить правильным литературным языком, а не опускаться до их речевого уровня. Есть произведения, для сохранения художественного своеобразия которых надо передавать почти дословно. Рассказывание непременно включает элементы театрализации: воспитатель заботится о соответствии рассказу своих интонаций, мимики жестов, даже одежды. Подготовка воспитателя к рассказыванию: · воспитатель внимательно прочитывает текст выбранного им произведения · он намечает те места, которые можно сократить без искажения смысла · намечает те фразы, которые целесообразно заменить синонимами · производит обычную рабочую разметку интонации текста (паузы, логические ударения, темп, тембр - эмоциональная окраска голоса) · продумывает элементы артистического выступления перед детьми - мимика, жесты, отмечает места текста, которые будет петь. Если в художественном тексте встречается незнакомое слово, педагог объясняет его значение. Особое внимание уделяется знакомству с эпитетами, сравнениями, метафорами и другими художественно-выразительными средствами языка. Отвечая на вопросы взрослого, описывая предложенные картинки и собственные рисунки, участвуя в совместной игровой деятельности, ребенок использует средства, с которыми его познакомил взрослый. Театрализованная деятельность (Приложение № 11). Настоящий интерес к театрализованной игре появляется только у старших дошкольников, но это не означает, что приобщать детей к данному виду игры можно только в старшем возрасте. Детям младшего дошкольного и даже раннего возраста интересны игры с куклами, небольшие инсценировки. Маленьким детям нравится выражать свои эмоции в образно-двигательных импровизациях под музыку. Театрально – игровая деятельность дошкольников принимает две формы: когда действующими лицами являются предметы (игрушки, куклы) и когда дети сами в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль. Первые игры (предметные) – это различные виды кукольного театра; вторые (непредметные) – это игры – драматизации. Театр для детей в соответствии с делением на предметную и непредметную театрализованную деятельность предстает в двух видах – кукольном и драматическом. Кукольный театр – особая игровая форма взаимодействия ребенка и взрослого, где кукла выступает как посредник, которому ребенок доверяет. Специалисты советуют начинать приобщение детей к театрализованной игре именно с кукольного театра как наиболее эмоционально близкой ведущей игровой деятельности детей. Кукольный театр удовлетворяет желания детей познавать мир, отражает его в образах-символах, показывает способ общения с игрушкой. Игра-драматизация – это игра, которая обычно не требует специальной подготовленности играющих, так как чаще всего не преследует цели поставить спектакль для зрителя. В нашем дошкольном учреждении используются два вида театра: кукольный и драматический. Драматический театр в нашем детском саду существует как театр взрослых для детей и как театр, в котором участвуют дети. Чаще используются совместные постановки, в которых: а) в основном участвуют дети, а взрослые исполняют наиболее трудные, цементирующие роли; б) в основном играют взрослые, а дети лишь эпизодически ходят в канву сюжета. Театрализованная деятельность в детском саду организационно пронизывает все режимные моменты: включается в образовательную деятельность, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляется в самостоятельной деятельности детей. Работая с детьми младшего дошкольного возраста, используются следующие формы театрализованной деятельности. Игры-хороводы включают в себя индивидуальные кратковременные выходы героев в их четкой последовательности и ориентированы на выразительное исполнение текста. Этюды – эмоционально-игровые ситуации, в которых ребенок по предложенной взрослым теме создает определенные художественные образы («Расцветает цветок», «Котята просыпаются»). Такие этюды можно назвать играми-этюдами, так как в них на первый план выступает игровая составляющая. Этюды требуют от детей умения включаться в импровизацию, проживать ее, используя все выразительные возможности перевоплощения в какой-либо персонаж. Обычно этюды сопровождаются музыкой. Упражнения и игры-разминки – служат для оттачивания какого-либо навыка, но и здесь художественно-игровая задача выходит на первый план. Упражнения требуют активного движения, но обязательно с постановкой художественных задач, использования образных сравнений («Маши руками как бабочка крылышками; еще мягче, легче»). Как и этюды, упражнения сопровождаются музыкой, соответствующей определенному движению, настроению. Театрализованная игра используется в непосредственно образовательной деятельности, педагоги включают театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. Вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровые приемы помогают более доступно объяснить детям тот или иной материал; привлекают своей ненавязчивостью, отсутствием жесткой регламентации деятельности, излишней сухости в изложении материала. Игровая форма проведения непосредственно образовательной деятельности способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игры. Театрализованная игра в свободной совместной деятельности детей и взрослых – куда включаются: - игровые ситуации прогулок; - организация игр в игровых комнатах; - чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов в течение дня; - игры-рисования на свободную тему; - строительные игры с драматизацией. Диалоги – для вовлечения детей в ролевое взаимодействие используются стихи с ярко выраженной формой диалога. Вопросно-ответные интонации легко усваиваются играющими, вопросы и ответы дети могут исполнять по очереди, меняясь ролями. Инсценировки – игры-представления, в которых по ролям с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное произведение. То есть воссоздаются конкретные образы. Спектакли кукольного театра: настольный, на ширме, пальчиковый, на фланелеграфе и т. д. Все перечисленные различные формы театрализованной деятельности
- реквизит для разыгрывания спектаклей (многофункциональные ширмы для различных видов театра, маски, костюмы); - атрибуты для различных игровых ситуаций (декорации, сценарии, касса, богатая фонотека с записями театральных шумов и музыкальных произведений и т. д.). К созданию предметно – развивающей среды для театрализованной деятельности детей привлечены и родители наших воспитанников, которые помогают в изготовлении костюмов и декораций.
Обучение в совместно-образовательной деятельности (Приложение № 2).Здесь же рассматриваются приемы, которые могут быть использованы для речевой работы с детьми, которая осуществляется во время игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности. В процессе этой работы во взаимосвязи решается целый ряд воспитательно-образовательных задач. Например: ознакомление детей с какой-либо из сторон окружающей действительности, обогащение впечатлений и формирование соответствующего словаря; формирование представлений и речевых суждений; развитие совместной деятельности детей и речевого общения их друг с другом в быту, в играх; формирование движений, действий с постепенным расширением словесной регуляции поведения детей и др. Связь между развитием речи ребенка и развитием его мышления, всех видов деятельности, а также общения – самая тесная. Во время наблюдений за окружающим необходимо, опираясь на представления детей, привлекать их внимание к тому, что следствие («Надели сапожки, боты») вытекает из определенной причины («Идет дождь, сыро»). При рассматривании с малышами предметов, картинок, на которых изображены «бытовые ситуации», а персонажи — игрушки (например, куклы обедают, гуляют), воспитатель задает детям вопросы, предполагающие ответы с элементами оценок и суждений («Нельзя идти гулять без пальто и шапочки, потому что зима и холодно»; «Чтобы куклы могли рисовать, им нужны кисточки» и.др.). Формы работы с родителями (Приложение № 3, 10). Беседа – это метод получения и корректировки информации на основе общения. Беседа, проходящая в атмосфере доброжелательности, позволяет нам прикоснуться к внутреннему миру родителя (ребенка), увидеть успехи и затруднения как во взаимодействии с окружающими, так и в семейном воспитании. Успех беседы зависит от предварительно установленного контакта, степени подготовленности беседы, умения ее вести. Если беседа возникла стихийно (ее инициаторами явились родители) и воспитатель не может уделить родителям необходимое внимание, он договаривается о специальной встрече с родителями в удобное для них время. Если инициатором беседы стал педагог, он заранее продумывает, с чего начнет ее, какие вопросы задаст родителям, чтобы выявить их понимание обсуждаемых вопросов, отношение к ним. Консультации – одна из форм индивидуальной работы с семьей. Консультации для родителей по своему характеру близки к беседам. Основная разница состоит в том, что проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей (поставленные вначале консультации), мы стремимся дать им квалифицированный совет по данной теме. Консультации – плановые и неплановые – бывают индивидуальными и групповыми. Неплановые консультации возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон. О сроке проведения неплановой консультации мы заранее договариваемся с родителями. Плановые консультации проводим в соответствии с планом воспитательной работы. Консультация позволяет обсудить достаточно глубоко какой-то конкретный вопрос, проанализировать его, познакомиться с опытом воспитания других родителей и сделать выводы для воспитания своего ребенка. Работая над данной проблемой мы проводили консультации на следующие темы: - «О роли родителей в развитие речи ребенка». - «Играйте вместе с детьми». - «Как устроить домашний театр для детей». - «Роль художественной литературы в развитии речи детей». - «Развитие речи дошкольников в игре». Стенды (уголок родителей) – это наглядная форма предъявления информации. На стендах мы размещаем информацию для родителей и фотоматериалы театрализованной деятельности детей. Родительское собрание – форма работы воспитателя с коллективом родителей, организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста. В течение родительского собрания стараемся соблюдать законы диалога, не нарушая права родителей на обратную связь с ведущим собрание педагогом. Только единые педагогические воздействия педагогов и родителей на детей младшего дошкольного возраста способствуют успешному развитию речевых способностей воспитанников. Формы работы с детьми отображены в (Приложении № 11) Глава 2. Описание проекта работы по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста 2.1. Проект по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста Раннее детство — начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца...Ранний период жизни ребенка во многом зависит от нас взрослых, воспитывающих детей. Малыш всему учится в общении со взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слышать и слушать, думать, подготавливает детей к вычленению смысла слов. Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учиться говорить — овладевает умением выговаривать определенные звукосочетания. По мере того как возрастают произносительные способности ребенка, увеличивается и его умение понимать речь окружающих. И через некоторое время, произнося слова, а затем связывая их между собой в предложения и фразы ребенок овладевает особенностью ясно и последовательно выражать свои мысли. Однако порой даже умственно и психически здоровые дети испытывают трудности в овладении речью. Большое количество детей к 3-4 годам еще очень плохо говорят. Такая же проблема возникла и у меня. Ко мне в группу пришли малыши, которые плохо владели речью, только 20 процентов детей разговаривали, остальные не говорили совсем. Сопоставив все факты, мы решили изменить ситуацию и составили проект работы на 2 года по развитию речи детей младшего дошкольного возраста, который поможет повысить уровень речевого развития моих воспитанников. Проект включал в себя 3 этапа работы, это можно увидеть из таблицы № 1. Начали мы свою работу с развития предметно-развивающей среды, потому что развитие ребенка зависит не только от того, как организован процесс воспитания и развития, но и где и в каком окружении он живет. И наша задача – сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Поэтому для полноценного развития детей важно создать развивающую среду в группе, где дети могут играть, рассматривать книги, драматизировать, рисовать, лепить, заниматься физической культурой и мн.др. Иначе говоря, правильно организованная взрослым среда, в которой живет ребенок, способствует его развитию. В нашей группе созданы развивающие зоны, уголки для самостоятельного, активного и целенаправленного действия детей во всех видах деятельности: игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной, конструктивной и т.д., которые размещаются и содержат разнообразные материалы для развивающих игр и занятий. Это отображено в схеме № 1 Уголок по развитию речи Цель: Расширение среды за счет целенаправленных педагогических воздействий, которые могут оказать эффективное влияние на развитие речи детей Обучение приёмам, использованию игрового материала для развития речи, развитие познавательных и творческих способностей детей. Задачи по развитию речи: 1. Увеличивать пассивный и активный словарь. 2. Развивать произносительную сторону речи. 3. Способствовать развитию грамматического строя речи. 4.Способствоать формированию предпосылок связной речи детей: - диалогическая форма речи - монологическая форма речи. Наполняемость уголка в группе осуществляться по разделам: · артикуляционная гимнастика в картинках: (картинки к артикуляционным упражнениям, комплексы упражнений для артикуляции в картинках-таблицах);· мелкая моторика: «Продень платочек», «Накрути ленточку», «Найди предмет», шнуровки, мозаика, пазлы, трафареты для штриховки, внутренней и внешней обводки, карандаши и т.п.;· дыхание: вертушки, дудочки, игры на воздушную струю – мыльные пузыри, шары для прокатывания, листочки - поддувалочки и снежинки - поддувалочки и т.п.;· высшие психические функции: разрезные картинки, домино, «Четвертый лишний», «Цвет и форма», «Узнай по контуру», «Собери целое», «Парные картинки», пазлы крупных размеров и т.п.;· лексика: картинки сюжетные и предметные, отражающие изучаемую лексическую тему, развивающие пазлы,игры: лото, «Подбери пару», «Кто больше назовет», «Чей малыш?» «Найди маму» и др.;грамматический строй речи: сюжетные картинки «Учусь говорить» из учебно-наглядного пособия Гербовой В.В., игра «У кого какой малыш?», «Семья», «Назови ласково»,«Чего нет?» «Большой и маленький», «Назови ласково». и др.;· - связная речь: сюжетные картинки, «Угадай по описанию», «Когда это бывает?», «Кому что нужно», «Времена года» и др.;В группе по развитию речи имеется следующий материал: Дидактические мелкие игрушки: кубики, шарики, дощечки разные по форме, цвету, величине, материалу, из которого сделаны. «Чудесный мешочек», «Что в мешочке?». «Найди такой же», «Узнай и назови»: Куклы и предметы домашнего обихода. в уголке сюжетно-ролевой игры «Семья» Для проведения дидактических игр : «Уложи куклу спать», «Оденем куклу на прогулку». «Надень платье, пальто, шапочку одного цвета». Варианты дидактического материа 15 февраля 2018 в 22:12
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.